Формирование кроны, обрезка фикусов

Содержание:

Фикус с красиво сформированной кроной украсит любой интерьер. Формирование кроны фикусам просто необходимо при комнатном выращивании.

Чтобы крона фикуса не выглядела однобокой, не забывайте про освещение.

Одни виды фикусов можно выращивать в виде штамба или небольшого деревца, у которого две трети ствола свободны от веток.

Некоторые виды фикусов с гибким стеблем, для придания им вертикальной формы можно высаживать по 2-4 в один горшок. По мере роста стебли фикуса нужно переплетать, а со временем они даже срастаются.

Побегам дают вырасти на нужную высоту, после чего верхушки прищипываются, и сверху образуется пышная крона, которую можно сформировать в виде сферы, полусферы, или придать ей любую другую форму.

Обрезка фикусов

Обрезку фикусов нужно проводить только ранней весной, в самом начале вегетативного роста.

Однако не все виды фикусов после обрезки центрального (или единственного) побега дают развилку, то есть несколько побегов вместо одного. Например, фикус каучуконосный, может и после обрезки продолжить рост в один побег.

Хорошо обрезать фикусы, у которых на побегах короткие междоузлия. Срез фикуса делайте непосредственно над почкой горизонтально, если побег еще зеленый, тонкий, или косой, если ствол фикуса уже затвердел. Не оставляйте высоких пеньков, они смотрятся некрасиво, к тому могут служить убежищем для грибных болезней.

Срезы фикуса оботрите от млечного сока и присыпьте толченым углем или замажьте садовым варом, это обезопасит фикус от болезней. Но можно и не обрабатывать ничем, если инструменты были стерильными, млечный сок быстро засохнет и рана сама быстро затянется.

Санитарная обрезка фикусов

Санитарную обрезку фикусов проводят в течение всего периода. Высохшие поломанные или слабо развивающиеся побеги фикуса можно обрезать постоянно, чтобы они не служили источником заражения всего растения.

Омолаживающая обрезка фикуса

Если в результате длительной просушки фикуса у него высохли все побеги, особенно актуально для карликового фикуса, или в результате обморожения верхняя часть ствола замерзла, можно сделать омолаживающую обрезку «на пенек». Растение быстро восстановится за счет корневой поросли. Так восстанавливается фикус карийский, или инжир, после продолжительных минусовых температур. Впоследствии можно выбрать один основной стебель и выращивать фикус в виде штамба, либо в виде кустарника с несколькими побегами.

Пинцировка, или укорачивание, прищипка побегов фикусов

Для получения более пышной кроны у фикуса, например у фикуса Бенджамина, нужно постоянно укорачивать, или пинцировать побеги. Пинцировка — прищипка верхушек побегов. С помощью пинцировки удается вызвать рост боковых побегов. Проводить пинцировку нужно в весенне-летний период, (февраль – июль), когда наблюдается активный рост фикусов.

Пинцировка делается острыми инструментами: ножом, лезвием или маникюрными ножницами. Все используемые инструменты до и после использования обработайте спиртом: перед пинцировкой обеззараживают инструменты, чтобы не занести в срезы споры грибных или вирусных болезней, после — для того, чтобы смыть с них млечный сок. Если он останется на инструментах, его трудно будет потом удалить.

Прищипку побегов фикуса нужно делать очень внимательно, иначе можно привести крону фикуса в более плачевное состояние, чем она была до прищипки. Перед укорачиванием побега фикуса внимательно осмотрите его, где предполагаете сделать прищипку, как расположены почки ниже того места, где будет срез. Куда направлены почки на побеге фикуса после предполагаемого среза, туда и будут расти будущие боковые побеги.

И еще одно замечание: если пинцировку побегов фикуса проводить регулярно, то размер листьев постепенно уменьшается, вернее, на боковых побегах появляются листья меньшие по размеру, чем они есть сейчас.

Формирование кроны фикусов с помощью направляющих приспособлений

Формирование кроны фикусов предусматривает не только обрезку верхушечных или укорачивание боковых побегов фикуса, но и направление побегов в нужную сторону с помощью специальных натяжных приспособлений или жесткой проволоки. Если вы заметили, что несколько побегов в кроне фикуса направлены не в ту сторону, в какую бы вам хотелось, не торопитесь обрезать эти побеги. Возьмите проволоку, обвейте её аккуратно по основному стеблю и нужному побегу, после этого аккуратно отогните побег в нужном направлении.

Изменить направление побега можно с помощью распорки между стеблем и побегом, или между двумя побегами. Под концы распорки подложите что-нибудь мягкое, например, кусочек поролона, чтобы не поранить кору фикуса.

Для формирования кроны растений продаются специальные приспособления, которыми часто пользуются любители искусства бонсай.

Оттянуть побеги фикуса от основного ствола, для того, чтобы сделать угол между стволом и побегом больше, поможет оттягивание побега фикуса к низу и его фиксация в таком положении с помощью грузиков или привязывание их к горшку.

Через некоторое время все приспособления или проволоку можно будет снять с фикуса, а его побеги будут расти в нужном вам направлении. Оставлять приспособления, а тем более проволоку на фикусе нельзя, так они могут врасти. Даже если на коре фикуса остались следы повреждений от проволоки или других приспособлений, не переживайте, они скоро исчезнут.

Формирование кроны фикуса с помощью прививки

Если отсутствие веточки портит внешний вид фикуса, то такой дефект можно исправить с помощью прививки. Этим способом часто пользуются, если нужно быстро сформировать фикус. Следы прививки на фикусе быстро зарастают и становятся незаметными.

И напоследок: вот так чудо-фикус )), нам есть к чему стремиться )

Почему желтеют и опадают листья у фикуса Бенджамина?

То, что у фикуса осенью и зимой желтеют и опадают нижние листья — естественный процесс. Дело в том, что фикус, образуя ствол, сбрасывает нижние листья сам (10%-20%). Весной у фикуса Бенджамина вырастут новые листья. Но если листопад начался в другое время года, или количество опавших листьев у фикуса намного больше, чем положено, проверьте, правильно ли вы поливаете.

Пощупайте субстрат, если нужно, вылейте воду из поддона и поливайте реже. Если земля в горшке слишком влажная, выньте фикус из горшка и, обрезав подгнившие корни, пересадите его в свежую землю. Кстати, неправильная пересадка фикусов тоже может спровоцировать листопад.

Для этого вида фикусов дневная температура зимой должна быть около 18-20 0 С. Слишком низкие температуры, особенно в сочетании со сквозняками, также могут привести к опаданию листьев.

Проверьте, не появились ли на листьях щитовки, мучнистые червецы или паутинные клещи. Если фикус каждый день теряет листья, заметно оголяясь, причиной может быть недостаток света. Здесь поможет только новое, более светлое место. Сухие ветки следует вырезать.

Если с поливами все нормально, вредителей нет, а листья у фикуса все равно желтеют, тогда это может быть магниевое голодание. При нехватке магния желтеют нижние (старые листья). Чтобы восполнить недостаток магния, можно воспользоваться такими удобрениями, как сульфат магния, калимагнезия, доломитовая мука. Также могу порекомендовать жидкую подкормку для зеленых листьев Изумруд. Она предназначена для защиты зеленых листьев от пожелтения. В состав Изумруда входят азот и магний: азот способствует росту новых листьев, а магний защищает от пожелтения старые листья растений. Это удобрение можно использовать для нецветущих декоративных растений.

Пожелтение молодых листьев фикуса (хлороз) может быть связано с недостатком железа. В этом случае фикус можно подкормить хелатом железа, ферровитом.

Перед подкормкой земля в горшке должна быть сырой. Например, сегодня полейте фикус, а завтра делайте подкормку. Это делается для того, чтобы не обжечь удобрением корни. На каждом удобрении есть инструкция по использованию, но я все же советую вам первоничальную подкормку делать в половинной дозе. Сначала убедитесь, что она не приносит вреда, растение нормально её переносит, при последующих подкормках можно увеличить дозу до рекомендуемой по инструкции. Подкормки можно проводить как корневые, так и внекорневые по листьям. Используются подкормки только в период роста растений: с марта по сентябрь. Зимой у фикуса, как и у многих комнатных растений, фаза покоя. Из-за недостатка солнечного света прекращается фотосинтез в листьях, корни уже не всасывают влагу как летом, поэтому снижаются поливы. Использование подкормок (особенно с азотом) в зимнее время может привести к гибели растения. В зимний период азот может способствовать развитию различных гнилей.

floweryvale.ru

Комнатная гвоздика: особенности и правила выращивания

  • View the full image
  • Комнатная гвоздика

    Правила выращивания комнатной гвоздики

    Происхождение и виды гвоздики

    Правила размножения комнатной гвоздики

    Сложности в выращивании гвоздики

    Секреты выращивания гвоздики в комнате

    Род гвоздики на сегодняшний день насчитывает более 300 видов, и некоторые из них вполне подходят для комнатного выращивания. Хорошим решением для горшечного разведения стали несколько компактных гибридных видов, а общее число сортов сегодня составляет несколько сотен. Этот скромный и неприхотливый цветок всегда привлекал внимание садоводов, неслучайно ее латинское название Dianthus можно перевести как «божественная».

    Происхождение и виды гвоздики

    Гвоздика пришла в Европу из Северного Китая, также она растет в Японии и Приморском крае. Поскольку растение отличатся неприхотливостью, несколько видов гвоздики получили самое широкое распространение в Европейских странах. Различные сорта могут сильно отличаться друг от друга, поэтому можно выбрать цветок по своему вкусу.

    Самыми популярными для горшечного разведения стали следующие разновидности:

  • Гвоздика китайская. Это очень красивое растение с замечательным разнообразием оттенков лепестков. Они могут быть красными, розовыми, белыми, двуцветными. Лепестки имеют гофрированный край, что придает им особую прелесть. Стебель ползучий, растение относят к числу однолетних.
  • Гвоздика турецкая. Этот вид отличается от прочих тем, что его бутоны собраны в щитовидные соцветия, диаметр которых может составлять до 12 см. Цветки также имеют гофрированный край, они могут быть как махровыми, так и простыми. Цветоводов этот вид привлекает многообразием расцветок: бутоны могут быть белыми, розовыми, сиреневыми, часто их украшает кайма. Одна из особенностей этого вида – нетребовательность к свету.
  • Гвоздика гибридная – один из самых красивых и любимых цветоводами видов. Это однолетнее растение высотой не более 20 см. В течение всего цветения оно полностью покрывается яркими крупными бутонами.
  • Гвоздика гренадин – разновидность гвоздики садовой, специально выведенная для выращивания в комнатных условиях. Она отличается крупными махровыми бутонами с гофрированным краем лепестков.
  • Все эти виды очень часто объединяют в один – комнатная гвоздика, так как они предъявляют приблизительно одинаковые требования к выращиванию и занимают немного места.

    Для всех характерен приятный аромат и длительное цветение, но, к сожалению, все эти растения только однолетние.

    Правила выращивания комнатной гвоздики

    У всех видов комнатной гвоздики можно выделить несколько характерных черт: они относятся к светолюбивым растениям и требуют длинного светового дня. При этом важно соблюдать правильный температурный режим: сильную жару гвоздика переносит плохо, идеальная температура для нее – 13-15 градусов.

    Недостаток света или, напротив, слишком жаркие солнечные лучи приводят к замедлению роста, а цвести растение будет намного хуже.

    Другие обязательные правила при выращивании гвоздики на подоконнике:

    1. Растение требовательно к поливу, земля в горшке никогда не должна полностью высыхать. При этом влага не должна застаиваться в почве, поэтому нужно позаботиться о дренажном слое. Для полива лучше выбирать мягкую отстоянную воду, она не должна быть холодной. Гвоздика очень любит вечернее опрыскивание, особенно после жаркого дня.
    2. Для гвоздики рекомендуется подбирать нейтральные почвы. Идеальная пропорция: листовая земля, торф и дерновая земля в соотношении 1:1:2. Гвоздика боится микроорганизмов, поэтому грунт нужно предварительно проливать антисептическими растворами.
    3. Подкормка необходима для пышного цветения, поэтому для гвоздики разводят комплексные минеральные удобрения и опрыскивают почву. Количество удобрений не должно быть избыточным, достаточно 1 опрыскивания почвы раз в 10 дней. Удобрения в грунт начинают вносить после первого месяца с момента пересадки.
    4. Чтобы куст получился пышным, молодые побеги нужно прищипывать, формируя крону.

      Растение не страдает от этой процедуры, так как оно быстро дает боковые отростки. В целом правила ухода за гвоздикой достаточно просты. Если не забывать ее поливать и обеспечить ей достаточно света, можно не сомневаться, что она скоро зацветет и будет очень долго радовать владельца великолепными бутонами с тонким приятным ароматом.

      Правила размножения комнатной гвоздики

      В домашних условиях гвоздику проще всего размножать семенами, а если поэкспериментировать со скрещиванием нескольких сортов, можно добиться интересных цветовых сочетаний бутонов. Посев проводится в начале весны, в марте-апреле, причем семена гвоздики обычно отличаются очень хорошей всхожестью. Посевной материал не должен храниться долго: луче всего всходят семена, полученные от прошлогоднего растения.

    5. Семена необязательно предварительно замачивать, их достаточно поместить в емкость с грунтом на глубину 2-3 мм и обильно смочить водой.
    6. Емкости нужно поставить в светлом месте, первые всходы могут появиться уже спустя неделю.
    7. Когда саженцы прорастут, и у них появится не меньше 5 настоящих листочков, можно приступать к формированию будущего куста. Для этого верхушка прищипывается, то же самое нужно будет делать с боковыми побегами.
    8. Правильное прищипывание позволит сформировать красивую крону и добиться обильного цветения.
    9. Гвоздика начинает цвести примерно через 3-4 месяца после посадки. Так высаженные весной кусты будут радовать вас цветением все лето. Семена можно также высаживать под зиму, но в этом случае гвоздика зацветет только в следующем году.

      Для двухлетних и многолетних видов используются и другие методы размножения: это деление куста и пересаживание черенков.

      В любом случае важно не заглублять чрезмерно молодое растение в почву. Посадки нужно своевременно поливать, в состав почвы часто добавляют песок, чтобы влага не застаивалась и не приводила к загниванию корней.

      Сложности в выращивании гвоздики

      Однако все-таки можно назвать несколько распространенных проблем, о которых нужно знать до посадки. Хотя растение не слишком требовательно к условиям, оно боится вредителей.

    10. Гвоздику поражает паутинный клещ – в этом случае обратная сторона листьев покроется белым налетом, а цвести растение будет намного хуже.
    11. Также угрозу несет тля, мучнистая роса и другие распространенные вредители.
    12. Обработку от паутинного клеща и иных паразитов чаще всего приходится проводить не один раз.

      Гвоздику нужно оберегать от угроз: если какое-либо растение на подоконнике оказалось пораженным, горшок с гвоздикой лучше сразу убирать в другое место. Если появились признаки заболевания, листья промывают мыльным раствором. При этом нужно следить, чтобы мыло не попадало на корни – это может только повредить растению. Пену оставляют на листьях на несколько часов (но не на ночь), а потом смывают.

      Также можно воспользоваться народными средствами: с паутинным клещом можно успешно бороться с помощью настоя пижмы и тысячелистника.

      Если эти меры не дают результата, лучше приобрести специальные фунгициды в фитоаптеке. Одним из эффективных средств является Актеллик – этот препарат убивает большинство вредителей, но является токсичным, поэтому его используют только в крайних случаях. Другое эффективное средство – Фитоверм, оно более безопасно, но все равно нужно тщательно соблюдать инструкцию.

      Часто гвоздика заболевает, если использован недоброкачественный грунт. Купленную в магазине, а тем более набранную в саду, землю необходимо обязательно проливать слабым раствором марганцовки, чтобы убить микроорганизмы.

      Секреты выращивания гвоздики в комнате

      Поскольку это растение уже давно выращивается в комнатных условиях, можно воспользоваться несколькими хитростями, отработанными садоводами:

      • При выращивании двухлетних и многолетних сортов растение каждый раз нужно обновлять из черешка. Старая гвоздика цветет намного хуже, а черешок после пересадки вновь будет давать крупные бутоны.
      • Если черенки были посажены в конце лета, можно добиться цветения даже в зимнее время. Для этого нужно организовать длительный световой день: когда садится солнце, растение дополнительно освещают специальной лампой.
      • Когда бутон начинает увядать, его желательно сразу удалять с куста. то же самое нужно делать с боковыми цветками, если их слишком много. и у растения может не хватить сил на полноценное цветение.
      • Летом комнату с гвоздикой желательно чаще проветривать. Она нуждается в свежем воздухе и не любит слишком высокую температуру.

      При правильном уходе комнатную гвоздику можно превратить в отличное украшение.

      Ей найдется место на балконе или на лоджии, ее можно легко расположить на подоконнике, так как кусты не занимают лишнего пространства. Можно высадить несколько растений с разным цветом бутонов в одну емкость, организовав мини-клумбу на подоконнике.

      Скромный и при этом очень красивый цветок поднимет настроение и будет радовать всех членов семьи очень долго. Гвоздика комнатная – это самый простой способ разнообразить домашний интерьер.

      Больше информации можно узнать из видео.


      megaogorod.com

      Комнатные растения, садовые цветы, выращивание овощей, уход за садом

      Крупномерное многолетнее растение – бузульник украсит сад роскошными листьями и яркими желтыми соцветиями, распускающимися с июля по сентябрь. Латинское название этого растения – лигулярия (Ligularia), что означает «язычок», оно указывает на форму краевых цветков, а в народе бузульник назвали от слова «бузить», за буйный рост.

      Род Лигулярия относится к семейству сложно цветных и включает около 150 видов растений. В наших садах наиболее распространены два вида:

      Бузульник Пржевальского (L. przewalskii) образует высокий куст до 1,5м, с темно-зелеными разрезными листьями. Уже в начале июня поднимаются ввысь тонкие цветоносы темно-коричневого цвета. Небольшие ярко-желтые цветки на цветоносе распускаются постепенно снизу вверх, поэтому цветение бузульника Пржевальского длится с середины лета до осени.

      Гипсофила во время цветения похожа на ажурное облако, состоящее из многочисленных тонких серебристых веточек и мельчайших цветков. Название этого цветка в переводе с греческого языка означает «любящая известь», так как растения из рода Гипсофила предпочитают известковые почвы.

      Род Гипсофила (Gypsophila) еще называют Качим, он входит в семейство гвоздичные и включает более 100 видов многолетних и однолетних травянистых растений. Большинство видов имеют форму ветвистых полукустарников, со стеблями, покрытыми небольшими ланцетными листьями внизу. В верхней части побеги сильно ветвятся. Многочисленные мелкие цветочки на тонких цветоножках собраны в большие раскидистые соцветия – метелки.

      Гипсофилу часто выращивают на срезку. Флористы используют ажурные соцветия с тонкими веточками для оформления букетов, они как вуаль обрамляют крупные яркие цветы.

      Кобея – быстрорастущая декоративная лиана, всего за месяц после высадки рассады в открытый грунт это растение оплетет стену беседки или другую вертикальную опору, украсив пышной зеленью и крупными цветами – колоколами.

      Кобея родом из тропиков, эта лиана растет в теплых влажных лесах, где цепляясь за деревья цепкими усиками, поднимается вверх к солнечному свету.

      Род Кобея (Cobea) насчитывает всего 9 видов многолетних кустарниковых лиан, но в культуре выращивают всего один вид – кобею лазящую (Cobea scandens). Побеги растения достигают в длину 5-8 метров, они сильно ветвятся, поэтому наращивают большое количество зеленой массы. Листья перистые с разветвленными цепкими усиками. Цветы кобеи распускаются на длинных цветоножках из коробочек. Цветы в форме крупных колокольчиков до 6-8 см в диаметре, из центра выглядывают длинные тычинки и пестик, как язычки. Окраска цветов кобеи вначале зеленоватая, затем они становятся яркого фиолетового цвета, есть сорт кобеи с белыми цветами. У кобеи с фиолетовыми цветками стебли растения имеют фиолетовый оттенок, у кобеи с белыми цветками — светло-зеленые.

      Тысячелистник

      Тысячелистник многим известен как лечебное растение, которое часто встречается в рецептах народной медицины. Однако, яркие долго сохраняющиеся соцветия – щитки тысячелистника уже давно приглянулись цветоводам. Разные виды и сорта тысячелистника выращивают в садах, они зарекомендовали себя как неприхотливые многолетние цветы.

      Род тысячелистник (Achillea) включает около 200 видов многолетних травянистых растений. Тысячелистники растут на полянах, горных лугах, на скалах и каменистых местах, поэтому эти растения довольно устойчивы к резким перепадам температур от низких до высоких, а также к длительным засушливым периодам.

      Лиатрис – красивоцветущее многолетнее растение, которое совершенно не похоже на другие садовые цветы. Стройные прямые стебли с колосовидными мохнатыми, как ёршики, соцветиями в верхней части стебля и облиственные узкими лилейными листьями снизу разнообразят привычный цветник. Несмотря на оригинальный вид, цветы лиатрис прекрасно сочетаются с другими садовыми растениями, они хорошо смотрятся на переднем плане цветников, на фоне кустарников и газона. Соцветия лиатриса начинают расцветать с макушки и постепенно распускаются вниз, зажигаясь как яркие свечи, они бывают белой, лиловой, фиолетовой окраски.

      Лаватера – красивоцветущее однолетнее садовое растение из семейства мальвовых. Родственными лаватере являются мальва мускатная, шток-роза и малопа, они также пользуются популярностью в цветоводстве и относятся к семейству мальвовых. У этих растений схожие цветки — крупные, яркие, с шелковистыми лепестками и торчащей из центра кисточкой с тычинками. Несмотря на общие черты, это разные растения и у каждого свои правила выращивания.

      Для тех, кто любит выращивать неприхотливые обильно и долго цветущие однолетние цветы, рекомендуем обратить внимание на лаватеру трехмесячную (Lavatera trimestris), ее еще называют хатьма или дикая роза. Это растение уже к середине лета развивает мощный разветвленный травянистый куст, высотой до 120 см. Само название говорит о том, что для роста этому растению до цветения необходимо три месяца, то есть если провести посев в начале мая, то в июле лаватера начнет цвести.

      Душистый табак

      Душистый табак выращивают в качестве однолетника и наслаждаются красотой цветения и приятным ароматом цветов этого растения, но не используют для курения.

      Род травянистых растений Nicotiana входит в семейство пасленовых, включает около 60 видов растений родом из Центральной и Южной Америки. Наиболее известные в мире виды – это табак настоящий (Nicotiana tabacum) и табак махорка (N. rustica), именно эти два вида используют для курения и массово выращивают. Декоративные виды табака привезли в Европу только в конце 18 века, они сразу понравились садоводам своей неброской красотой и приятным ароматом цветов наполняющий сад вечером. Именно из-за аромата душистый табак получил у нас свое название и стал входить в классический набор цветов для создания ароматного цветника в саду.

      Дополнением к привычным и любимым садовым растениям станут экзотические цветы – новинки. Сейчас в продаже есть новые луковичные цветы – тигридии, их цветы экзотически красивы с оригинальной треугольной формой и яркой пятнистой окраской. Возможно, название этому цветку дано по схожей хищной окраске, но по яркости цветы можно сравнить с павлинами.

      Тигридия – это многолетнее травянистое луковичное растение. Род Тигридия (Tigridia) включает около 23 видов, относится он к семейству ирисовых или касатиковых. В природе тигридии растут в Мексике, Перу и Центральной Америке.

      Луковицы у тигридий небольшие, в диаметре до 3-4 см, похожи на обыкновенный репчатый лук, они также покрыты сухими пленчатыми чешуями.

      Цветы тигридий крупные, достигают 10-15 см в диаметре, они располагаются на верхушках тонких цветоносов по одному или 2-3. Каждый цветок тигридии держится один день, но вместо увядшего распускается новый, поэтому цветение тигридии длится до 2-3 недель.

      Цветы Васильки

      Васильки – не броские цветы, но они обладают естественным очарованием и хорошо подходят для создания цветников в природном стиле.

      Васильки распространены по всему миру, в России название цветка дано по имени Василий, что значит «царский» из-за похожих на корону краевых цветков. Латинское название этого цветка Centaurea, что значит «кентавр», так как по легенде греков кентавр Хирон этими цветами залечил свои раны.

      Род Centaurea насчитывает до 500 видов однолетних и многолетних травянистых растений из семейства сложноцветных. У васильков цветы – это соцветия-корзинки, в середине которых располагаются мелкие трубчатые цветки, а по внешнему краю более крупные воронковидные цветки. Окраска цветов васильков бывает синей, голубой, розовой, сиреневой, желтой и белой.

      Ирис сибирский

      Каждый новый сезон цветоводы ждут начало цветения ирисов. Самые крупные и эффектные бородатые ирисы наиболее популярны и распространены у садоводов, но у этих цветов есть родственники или конкуренты – сибирские ирисы. Цветы сибирских ирисов менее помпезны, они меньшего размера и на трех отогнутых наружных лепестках отсутствуют приметные бородки.

      Время цветения сибирских ирисов приходится на май – июнь, в зависимости от сорта, и длится около двух недель. Безбородые сибирские ирисы образуют пышный куст, цветы на тонких цветоносах возвышаются над листьями, они как белые, голубые или синие бабочки, при легком ветерке как будто порхают над пышной зеленью.

      klumba-plus.ru

      Опыты по теме «Растение и среда»

      С водой и без воды

      Цель: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

      Оборудование: два одинаковых растения (бальзамин), вода.

      Ход опыта: Выясним, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость т.д.)?

      Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисуете в течение одной недели. Делаем вывод ….. Да, растения без воды жить не могут.

      На свету и в темноте

      Цель : определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

      Оборудование : лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

      Ход опыта : Выясним, с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрываем часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовываем результат опыта через 7—10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убираем колпак. Через 7—10 дней вновь зарисовываем результат (лук на свету позеленел — значит в нем происходит фотосинтез (питание)).

      В тепле и в холоде

      Цель : выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

      Оборудование : зимние или весенние ветки деревьев, корневище мать-и-мачехи вместе с частью почвы, цветы с клумбы с частью почвы (осенью); модель зависимости растений от тепла.

      Ход опыта : Почему на ветках на улице нет листьев? (на улице холодно, деревья «спят»). Предлагаю внести ветки в помещение. Наблюдаем за изменением почек (почки увеличиваются в размере, лопаются), появлением листочков, их ростом, сравнивают с ветками на улице (ветки без листьев), зарисовываем.

      Вывод : Для жизни и роста растениям нужно тепло.

      А как скорее увидеть первые весенние цветы? (внести их в помещение, чтобы им стало тепло). Выкапывайте корневище мать-и-мачехи с частью почвы, перенесите в помещение, наблюдайте за временем появления цветов в помещении и снаружи (в помещении цветы появляются через 4— 5 дней, на улице — через одну-две недели). Вывод: холодно — растения растут медленно, тепло — растут быстро.

      Как же продлить лето для цветов? (внести цветущие растения с клумбы в помещение, выкопав корни растений с большим комом земли, для того чтобы не повредить их). Наблюдайте за изменением цветов в помещении и на клумбе (на клумбе цветы завяли, замерзли, погибли; в помещении — продолжают цвести).

      Кому лучше?

      Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

      Оборудование : два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.

      Ход опыта: Определите, могут ли растения долго жить без почвы? (не могут); где они лучше растут — в воде или в почве?

      Поместите черенки герани в разные емкости — с водой, землей. Наблюдайте за ними до появления первого нового листочка;

      Вывод: у растения в почве первый лист появляется быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.

      Как быстрее?

      Цель : выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

      Оборудование: веточки березы или тополя (весной), вода с минеральными удобрениями и без них.

      Ход опыта: Определите, нужно ли растениям удобрение, и выберите разный уход за растениями: одно — поливайте обычной водой, другое — водой с удобрениями.

      Для удобства пометьте емкости разными символами. Наблюдайте до появления первых листочков, следите за ростом (в удобренной почве растение более сильное, растет быстрее).

      Вывод: в богатой, удобряемой почве растение крепче, лучше растет.

      Где лучше расти?

      Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

      Оборудование: черенки традесканции, чернозем, глина с песком

      Ход опыта: Выберите почву для посадки растений (чернозем, смесь песка с глиной). Посадите два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдайте за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2—3 недель (в глине растение не растет, в черноземе — растению хорошо). Пересадите черенок из песчано-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отметьте результат опыта (у растений отмечается хороший рост).

      Почему цветы осенью вянут?

      Цель: установить зависимость роста растений от температуры, количества влаги.

      Оборудование: горшок со взрослым растением; изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку длиной 3 см, соответствующую диаметру стебля растения; прозрачная емкость.

      Ход опыта: Перед поливом измерьте температуру воды (вода теплая), полейте оставшийся от стебля пенек, на который предварительно надевают резиновую трубку с вставленной в нее и закрепленной стеклянной трубкой. Наблюдайте за вытеканием воды из стеклянной трубки. Охладите воду с помощью снега, измерьте температуру (стала холоднее), полейте — вода в трубку не поступает.

      Вывод: Осенью цветы вянут, хотя воды много, так как корни не всасывают холодную воду.

      Цель: систематизировать знания о циклах развития всех растений.

      Оборудование: семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.

      Ход опыта: Во что превращаются семена? В течение лета выращивайте растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сбора плодов сравните свои зарисовки, составьте общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения: семечко- росток — взрослое растение — цветок — плод.

      Что есть в почве?

      Цель: установить зависимость факторов неживой природы от живой (плодородие почвы от гниения растений).

      Оборудование: комочек земли, металлическая (из тонкой пластины) тарелочка, спиртовка, остатки сухих листочков, лупа, пинцет.

      Ход опыта: Рассмотрите лесную почву и почву с участка. С помощью лупы определите, где какая почва (в лесной много перегноя). Выясните, на какой почве лучше растут растения, почему? (в лесу растений больше, в почве больше питания для них).

      Вместе со взрослым (!) сожгите лесную почву в металлической тарелочке, обратите внимание на запах при сгорании. Попробуйте сжечь сухой лист. Определите, что делает почву богатой? (в почве леса много перегнившей листвы). Обсудите состав почвы города. Как узнать, богатая ли она? Рассмотрите ее с помощью лупы, сожгите на тарелочке.

      Что у нас под ногами?

      Цель: подвести детей к пониманию, что почва имеет разный состав.

      Оборудование: почва, лупа, спиртовка, металлическая тарелка, стекло, прозрачная емкость (стакан), ложка или палочка для размешивания.

      Ход опыта: Рассмотрите почву, найдите в ней остатки растений. Пусть взрослый нагреет почву в металлической тарелке над спиртовкой, держа над почвой стекло. Выясните, почему стекло запотело? (в почве есть вода). Продолжайте нагревать почву, попробуйте определить по запаху дыма, что находится в почве? (питательные вещества: листья, части насекомых). Затем почву нагрейте до исчезновения дыма. Выясните, какого она цвета? (светлая), что из нее исчезло? (влага, органические вещества). Высыпьте почву в стакан с водой, перемешайте. После оседания в воде частиц почвы, рассмотрите осадок (песок, глина). Почему в лесу на месте костров ничего не растет? (выгорают все питательные вещества, почва становится бедной).

      Где дольше?

      Цель: выяснить причину сохранения влаги в почве.

      Оборудование : горшки с растениями.

      Ход опыта: Полейте почву в двух одинаковых по размеру горшках равным количеством воды, поставьте один горшок на солнце, другой — в тень. Объясните, почему в одном горшке почва сухая, в другом — влажная (на солнце вода испарилась, а в тени — нет). Решите задачу: над лугом и лесом прошел дождь; где земля дольше останется влажной и почему? (в лесу земля останется влажной дольше, чем на лугу, так как там больше тени, меньше солнца).

      Хватает ли света?

      Цель: выявить причину того, что в воде мало растений.

      Оборудование: фонарик, прозрачная емкость с водой.

      Ход опыта: Обратите внимание на комнатные растения, расположенные около окна. Где растения растут лучше — около окна или вдали от него, почему? (те растения, что ближе к окну, — им больше достается света). Рассмотрите растения в аквариуме (пруде), определите, будут ли расти на большой глубине водоемов растения? (нет, свет через воду проходит плохо). Для доказательства подсветите фонариком воду, уточните, где растениям лучше? (ближе к поверхности воды).

      Где растения быстрее получат воду?

      Цель : выявить способность разных почв пропускать воду.

      Оборудование: воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, почва из леса и с тропинки.

      Ход опыта: Рассмотрите почвы: определите, где лесная, а где — городская. На дно воронки положите вату, затем исследуемую почву, поставьте воронку на емкость. Отмерьте одинаковое количество воды для той и другой почвы. По стеклянной палочке в центр воронки медленно влейте воду до появления воды в емкости. Сравните количество жидкости. Через лесную почву вода проходит быстрее, лучше впитывается.

      Вывод: растения быстрее «напьются» в лесу, чем в городе.

      Вода — это хорошо или плохо?

      Цель: выделить из многообразия растений водоросли.

      Оборудование: аквариум, элодея, ряска, лист комнатного растения.

      Ход опыта: Рассмотрите водоросли, выделите их особенности и разновидности (растут полностью в воде, на поверхности воды, в толще воды и на суше). Попробуйте изменить среду обитания растения: лист бегонии опустите на воду, элодею поднимите на поверхность, ряску опустите в воду. Наблюдайте, что происходит? (элодея сохнет, бегония загнивает, ряска сворачивает лист).

      Бережливые растения

      Цель: Найти растения, которые могут расти в пустыне, саванне.

      Оборудование: Растения: фикус, сансевьера, фиалка, диффенбахия, лупа, целлофановые пакетики.

      Ход опыта: Докажите, что есть растения, которые могут жить в пустыне или саванне. Самостоятельно выберите растения, которые, по вашему мнению, должны мало испарять воды, иметь длинные корни, накапливать влагу. Выполните опыт: наденьте на лист целлофановый пакет, наблюдайте за появлением влаги внутри него, сравните поведение растений. Вывод: листья этих растений испаряют мало влаги.

      Цель : Установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев.

      Ход опыта: Выясните, какие из растений смогут жить в джунглях, лесной зоне, саванне.

      Возможно, вы считаете, что в джунглях смогут жить растения с крупными листьями, забирающие много воды; в лесу — обычные растения; в саванне — растения, накапливающие влагу. Ок, докажем.

      Налейте одинаковое количество воды в колбы, поместите туда растения, отметьте уровень воды; через один-два дня отметьте изменение уровня воды. Вывод: растения с крупными листьями поглощают больше воды и больше испаряют влаги — они могут расти в джунглях, где много воды в почве, высокая влажность и жарко.

      Какие корни у растений тундры?

      Цель: понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.

      Оборудование: пророщенные бобы, влажная ткань, термометр, вата в высокой прозрачной емкости.

      Ход опыта: Назовите особенности почвы в тундре… Да, мерзлота. Выясните, какими должны быть корни, чтобы растения могли жить при мерзлоте. Поместите проращённые бобы на толстый слой влажной ваты, прикройте влажной тканью, поставьте на холодный подоконник, наблюдайте в течение недели за ростом корней, их направлением. Вывод: в тундре корни растут в стороны, параллельно поверхности земли.

      Опыты по теме «Лист»

      Может ли растение дышать?

      Цель : выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

      Оборудование: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

      Ход опыта: Дышат ли растения, как доказать, что дышат? Вы знаете, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него, процесс дыхания как и у человека. Вот и начало опыта проведем сами на себе. Попробуйте сначала сами подышать через трубочку. Затем отверстие трубочки замажьте вазелином. Теперь попробуйте подышать через эту трубочку. Да, вазелин не пропускает воздух.

      Выдвинем гипотезу, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смажьте одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдайте за листьями. Через неделю сделайте вывод: листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

      Как дышат растения?

      Цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании.

      Оборудование: прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа

      Ход опыта: Узнаем, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Как нам обнаружить воздух? рассмотреть срез стебля через лупу (есть отверстия), погрузить стебель в воду (наблюдать выделение пузырьков из стебля). И проведем еще опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности:

    13. налить в бутылку воды, оставив ее незаполненной на 2—3 см;
    14. вставить лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазать пластилином отверстие бутылки, как пробкой;
    15. здесь же проделать отверстие для соломинки и вставить ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепить соломинку пластилином;
    16. выгнать из бутылки воздух — через соломинку втянуть воздух.

    Из погруженного в воду конца стебля начнут выходить пузырьки воздуха. Вывод: воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

    Какой газ выделяет растение на свету?

    Цель: установить, что растение при фотосинтезе выделяет кислород.

    Оборудование: большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

    Ход опыта: Почему в лесу так легко дышится?…. Да, конечно, растения выделяют кислород, необходимый для дыхания человека. Предположение докажем опытом: поместите внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Поставьте в теплое, светлое место. Через 1—2 суток ответьте на вопрос: как узнать, накопился ли в банке кислород? (кислород горит, значит можно поднести туда горящую спичку). Наблюдайте за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки. Вывод: растения нужны животным и человеку для дыхания.

    Во всех ли листьях происходит фотосинтез?

    Цель: доказать, что фотосинтез происходит во всех листьях.

    Оборудование: кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет), емкость белого цвета.

    Ход опыта: Выясним, происходит ли фотосинтез в листьях, окрашенных не в зеленый цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Поместите лист в кипящую воду, через 5—7 минут его рассмотреть, зарисовать результат. (Лист становится зеленым, а вода изменяет окраску). Вывод: в листе происходит фотосинтез.

    Цель: уставить наличие фототропизма у растений.

    Фототропи?зм (от греч. свет и поворот) — изменение направления роста органов растений, в зависимости от направления падающего света.

    Оборудование : картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном — отверстие.

    Ход опыта: В коробку поместите клубень, закройте ее, поставив в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Откройте коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассмотрите их направление, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставьте коробку открытой, продолжайте в течение недели наблюдать за изменением цвета и направлением ростков (ростки теперь тянутся в разные стороны, они позеленели).

    В погоне за светом

    Цель: установить, как растение двигается в направлении источника света.

    Оборудование: два одинаковых растения (бальзамин, колеус).

    Ход опыта: Обратите внимание, что листья растений повернуты в одном направлении. Установите растение к окну. Обратите внимание на направление поверхности листьев (во все стороны). Через три дня обратите внимание, что все листья потянулись к свету. Переверните растение на 180 градусов. Отметьте направление листьев. Наблюдайте еще дня три, отметьте изменение направления листьев (они опять повернулись к свету). Результаты зарисуйте.

    Происходит ли фотосинтез в темноте?

    Цель: доказать, что фотосинтез в растениях происходит только на свету.

    Оборудование: комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера), лейкопластырь.

    Ход опыта: Загадка: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Преверим опытом: часть листа заклейте пластырем, растение поставьте к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимите. Вывод: без света фотосинтеза в растениях не происходит.

    Фабрика питания

    Цель: определить, что растение может само себя обеспечить питанием.

    Оборудование: горшок с растением внутри стеклянной банки с широким горлом, герметичная крышка.

    Ход опыта: Внутрь прозрачной большой емкости поместите черенок растения в воде или небольшой горшочек с растением. Почву полить. Емкость герметично закрыть крышкой, поставьте в теплое, светлое место. В течение месяца наблюдайте за растением. Выясните, почему оно не погибло (растение продолжает расти: на стенках банки периодически появляются капли воды, потом исчезают). Вывод: Растение кормит само себя.

    Испарение влаги с листьев растений

    Цель: проверить, куда исчезает вода с листьев.

    Оборудование: растение, целлофановый пакетик, нить.

    Ход опыта: Рассмотрите растение, как движется вода из почвы к листьям? (от корней к стеблям, затем к листьям); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать? (вода с листьев испаряется). Предположение проверим, надев на листочек целлофановый пакетик и закрепив его. Растение поставьте в теплое светлое место. Заметьте, что внутри пакетик «запотел». Спустя несколько часов, снимите пакетик, в котором вы обнаружите воду. Откуда она появилась? (испарилась с поверхности листа), почему не видно воды на остальных листьях? (вода испарилась в окружающий воздух).

    Почему меньше?

    Цель: установить зависимость количества испаряемой воды от величины листьев.

    Оборудование: стеклянные колбы, черенки диффенбахии и колеуса.

    Ход опыта: Срежьте черенки для дальнейшей посадки, поместите их в колбы. Налейте одинаковое количество воды. Через один-два дня проверьте уровень воды в каждой колбе. Почему он неодинаков? (растение с крупными листьями поглощает и испаряет больше воды).

    Цель: установить зависимость между структурой поверхности листьев (плотность, опушение) и потребностью их в воде.

    Оборудование: фикус, сансевьера, диффенбахия, фиалка, бальзамин, целлофановые пакеты, лупа.

    Ход опыта: Почему фикус, фиалка и некоторые другие растения не требуют много воды? Проведем опыт: наденьте на листья разных растений целлофановые пакетики, плотно закрепите, наблюдайте за появлением влаги в них, сравните количество влаги при испарении с листьев разных растений (диффенбахия и фикус,фиалка и бальзамин).

    Вывод: фиалку поливать часто не надо: опушенные листья не отдают, сохраняют влагу; плотные листья фикуса тоже испаряют меньше влаги, чем листья такого же размера, но неплотные.

    Что чувствуешь?

    Цель: выяснить, что происходит с растением при испарении воды с листьев.

    Оборудование: губка, смоченная водой.

    Ход опыта: Попрыгайте немножко… Что вы чувствуют при прыжке? (жарко); когда жарко, что происходит? (пот выступает, потом он исчезает, испаряется). Представьте, что рука — листочек, с которого испаряется вода; смочите губку в воде и проведите ею по внутренней поверхности предплечья. Какие ощущения? (почувствовали прохладу). Что происходит с листьями, когда из них испаряется вода? (они охлаждаются).

    Что изменилось?

    Цель: доказать, что при испарении воды с листьев происходит их охлаждение.

    Оборудование: термометры, два кусочка ткани, вода.

    Ход опыта: Рассмотрите термометр, отметьте показания. Заверните термометр в мокрую ткань и положите в теплое место. Через 5—10 минут проверьте, почему температура понизилась? (при испарении воды из ткани происходит охлаждение).

    Много — мало

    Цель : выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.

    Оборудование: три растения: одно — с крупными листьями, второе — с обычными листьями, третье — кактус; целлофановые пакетики, нитки.

    Ход опыта: Почему растения с крупными листьями необходимо поливать чаще, чем с мелкими? Выберите три растения с разными по величине листьями. Проведем опыт. Наденьте пакетики на листья, закрепите, наблюдайте за изменениями в течение суток; сравните количество испаряемой жидкости. Сделайте вывод (чем крупнее листья, тем больше они испаряют влаги и тем чаще их надо поливать).

    Опыты по теме «Корень»

    Нужен ли корням воздух?

    Цель : выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми органами.

    Оборудование : емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

    Ход опыта: Почему одно растение растет лучше другого? Рассмотрите и определите, что в одном горшке почва плотная, в другом — рыхлая. Почему плотная почва — хуже? Докажем. Погрузите одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточните, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли поместите в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетайте воздух к корешкам, вторую оставьте без изменения, в третью — на поверхность воды налейте тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдайте за изменением проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей — растение гибнет), делаем выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовываем результат. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

    В каком направлении растет корешок?

    Цель: выяснить, куда направлен рост корешка при прорастании семени.

    Оборудование: стакан, фильтровальная бумага, семена гороха.

    Ход опыта: Возьмите стакан, полоску фильтровальной бумаги и сверните из нее цилиндр. Вставьте цилиндр в стакан так, чтобы он прилегал к стенкам стакана. С помощью иглы поместите несколько набухших горошин между стенкой стакана и бумажным цилиндром на одной высоте. Затем налейте на дно стакана немного воды и поставьте в теплое место. Через некоторое время наблюдайте появление корешков. Куда направлены кончики корней? Почему так происходит?

    Зарывающийся корешок

    Цель: доказать, что корни всегда растут вниз.

    Оборудование: цветочный горшок, песок или опилки, семянки подсолнечника.

    Ход опыта: Положите в цветочный горшок на влажный песок или опилки несколько замоченных в течение суток семянок подсолнечника. Прикройте их кусочком марли или фильтровальной бумаги. Наблюдайте за появлением корешков и их ростом. Делайте выводы.

    Почему корень меняет свое направление?

    Цель: показать, что корень может менять направление роста.

    Оборудование: консервная банка, марля, семена гороха

    Ход опыта: В небольшое решето или невысокую консервную банку, у которой удалено дно и затянуто марлей, положите десяток набухших горошин, засыпьте их сверху слоем в 2-3 см влажных опилок или земли и поставьте над миской с водой. Как только через отверстия марли проникнут корешки, поставьте решето наклонно к стенке. Через несколько часов вы увидите, что кончики корешков изогнулись в сторону марли. На 2-3 день все корешки будут расти, прижавшись к марле. Как вы это объясните? (Кончик корня очень чувствителен к влаге, поэтому, оказавшись в сухом воздухе, он изгибается в сторону марли, где находятся влажные опилки).

    Для чего нужны корни?

    Цель: доказать, что корни растения всасывают воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции корней.

    Оборудование: черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

    Ход опыта: Рассмотрите черенки бальзамина или герани с корешками, выясним, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле), всасывают ли они воду. Проведем опыт: поместите растение в прозрачную емкость, отметьте уровень воды, плотно закройте емкость крышкой с прорезью для черенка. Определите, что произошло с водой спустя несколько дней? (воды стало мало). Да, через через 7—8 дней воды стало меньше. Вывод: идет процесс всасывания воды корнями.

    Как увидеть движение воды через корни?

    Цель: доказать, что корни растения всасывают воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции корней.

    Оборудование: черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

    Ход опыта: Рассмотрите черенки герани или бальзамина с корешками, уточните функции корней (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корни из земли? Рассмотрите пищевой сухой краситель — «питание», добавьте его в воду, размешайте. Что должно произойти, если корни могут забирать не только воду? (корни должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта зарисуйте в дневнике наблюдений. Что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества? (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).

    Живой кусочек

    Цель : установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.

    Оборудование: плоская емкость, корнеплоды: морковь, редька, свекла, алгоритм деятельности

    Ход опыта: Есть ли в корнеплодах запас питательных веществ? Возьмите корнеплод, определите его название. Затем поместите корнеплод в теплое светлое место, наблюдайте за появлением зелени, зарисуйте (корнеплод дает питание для листьев, которые появляются). Обрежьте корнеплод до половины высоты, поместите в плоскую емкость с водой, поставьте в теплое светлое место. Наблюдайте за ростом зелени, зарисуйте результат наблюдения. Наблюдение продолжайте, пока зелень не начнет вянуть. А теперь рассмотрите корнеплод (он стал мягким, вялым, невкусным, в нем мало жидкости).

    Куда тянутся корни?

    Цель: установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.

    Оборудование: два растения в горшках с поддоном

    Ход опыта: Полейте два растения по-разному: циперус — в поддон, герань — под корешок. Через некоторое время обратите внимание, что в поддоне появились корешки циперуса. Затем рассмотрите герань и выясните, почему в поддоне у герани не появись корешки? (корни не появились, так как они притягиваются водой; у герани влага в горшке, а не в поддоне).

    Необычные корни

    Цель: выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений.

    Оборудование: Сциндапсус, прозрачная с плотной крышкой емкость с водой на дне, решетка.

    Ход опыта: Почему в джунглях есть растения с воздушными корнями? Рассмотрите растение сциндапсус, найдите почки — будущие воздушные корни, поместите черенок на решетку в емкость с водой, закройте плотно крышкой. Наблюдайте в течение месяца за появлением «тумана», а затем капель на крышке внутри емкости (как в джунглях). Рассмотрите появившиеся воздушные корни, сравните с другими растениями.

    Опыты к занятиям по теме «Стебель»

    В каком направлении растет стебель?

    Цель: выяснить особенности роста стеблей.

    Оборудование: брусок, иголки, стеклянная банка, семена гороха

    Ход опыта : 2-3 проростка гороха со стеблем и двумя первыми листочками прикрепите к деревянному брусочку. Через несколько часов вы увидите, что стебелек изогнулся вверх. Вывод: стебель, как и корень, обладает направленным ростом.

    Движение растущих органов растения

    Цель : выяснить зависимость роста растений от света.

    Оборудование: 2 цветочных горшка, зерна овса, ржи, пшеницы, 2 картонные коробки.

    Ход опыта: В два маленьких цветочных горшка, наполненных влажными опилками, посейте по два десятка зерен. Один горшок прикройте картонной коробкой, другой горшок закройте такой же коробкой с круглым отверстием на одной из стенок. На следующем занятии снимите коробки с горшков. Вы заметите, что проростки овса, которые были прикрыты картонной коробкой с отверстием, будут наклонены в сторону отверстия; в другом горшке проростки не наклонятся.

    Можно ли из одного семени вырастить растение с двумя стеблями?

    Цель: познакомить обучающихся с искусственным получением двухстебельного растения.

    Оборудование: цветочный горшок, семена гороха.

    Ход опыта: Возьмите несколько горошин и посейте их в ящик с землей или в небольшой цветочный горшок. Когда появятся проростки, острой бритвой или ножницами срежьте стебельки их у самой поверхности почвы. Через несколько дней появятся два новых стебелька, из которых разовьются два стебля гороха.

    Новые побеги появляются из пазух семядолей. Это можно проверить, вынув аккуратно проростки из почвы. Искусственное получение двухстебельных растений имеет и практическое значение. Например, можно получить двухкочанную капусту, которая даст больший урожай, чем однокочанная.

    Как растет стебель?

    Цель : наблюдение за ростом стебля.

    Оборудование: кисть, чернила, проросток гороха или фасоли

    Ход опыта: Рост стебля можно наблюдать с помощью меток. Кистью или иглой нанесите на стебелек проросшего гороха или фасоли метки на одинаковом расстоянии друг от друга. Проследите, через какое время, на какой части стебля раздвинутся метки.

    По какой части стебля происходит передвижение воды от корней к листьям?

    Цель: доказать, что вода в стебле продвигается по древесине.

    Оборудование: отрезок стебля, красные чернила.

    Ход опыта: Веточку комнатного растения фуксии или традесканции поставить в банку с водой, воду слегка подкрасить красными чернилами или обыкновенной синькой, или пищевыми красителями (краска для пасхальных яиц). Через несколько дней увидите, жилки листьев окрасились в розовый или синий цвет. Затем разрежьте вдоль кусочек веточки и посмотрите, какая ее часть окрасилась. Какой вывод вы сделаете из этого опыта?

    Как по стеблям

    Цель : показать процесс прохождения воды по стеблям.

    Оборудование : трубочки для коктейля, минеральная (или кипяченая) вода, емкость для воды.

    Ход опыта: Рассмотрите трубочку. Трубочка может проводить воду, так как в ней есть отверстия, как в стеблях. Погрузив один конец трубочки в воду, пробуйте легко потянуть в себя воздух из другого конца трубочки; наблюдают за движением воды вверх.

    Запасливые стебли

    Цель: выявить, как стебли (стволы) могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время.

    Оборудование: губки, бруски деревянные неокрашенные, лупа, невысокие емкости с водой, глубокая емкость с водой

    Ход опыта: Рассмотрите брусочки разных пород дерева через лупу, расскажите об их разной степени впитывания (у некоторых растений стебель может впитывать воду так же, как губка). В разные емкости налейте одинаковое количество воды. В первую опустите бруски, во вторую — губки, оставьте на пять минут. Куда больше впитается воды? (в губку — в ней больше места для воды). Наблюдаем за выделением пузырьков. Проверяем бруски и губки в емкости. Почему во второй емкости нет воды (вся впиталась в губку). Приподнимите губку, из нее капает вода. Объясните, где дольше сохранится вода? (в губке, так как воды в ней больше). Предположения проверьте до высыхания бруска (1—2 часа).

    Опыты по теме «Семена»

    Много ли воды впитывают семена?

    Цель: выяснить, какое количество влаги впитывают прорастающие семенами.

    Оборудование: Мерный цилиндр или стакан, семена гороха, марля

    Ход опыта: В мерный цилиндр на 250 мл налейте 200 мл воды, затем семена гороха положите в марлевый мешочек, завяжите ниткой так, чтобы остался конец ее длиной 15—20 см, и аккуратно опустите мешочек в цилиндр с водой. Чтобы из цилиндра не испарялась вода, необходимо завязать его сверху промасленной бумагой. На следующий день необходимо снять бумагу и за конец нитки вынуть мешочек с набухшим горохом из цилиндра. Дайте стечь воде с мешочка в цилиндр. Сколько воды осталось в цилиндре? Сколько воды впитали в себя семена?

    Велика ли сила давления набухающих семян?

    Цель : выяснить силу набухающих семян.

    Оборудование: мешочек из ткани, колба, семена гороха.

    Ход опыта: Насыпьте в небольшой мешочек семена гороха, крепко завяжите его и опустите в стакан или в банку с водой. На другой день вы обнаружите, что мешочек не выдержал давление семян — он лопнул. Почему это произошло? …. Это говорит о том, что сила набухающих семян велика.

    Какую тяжесть могут поднять набухающие семена?

    Цель: выяснить силу набухающих семян.

    Оборудование: консервная банка, гиря, горох.

    Ход опыта: Насыпьте в высокую консервную банку с отверстиями на дне одну треть семян гороха; поставьте ее в кастрюлю с водой, так, чтобы семена оказались в воде. Положите на семена кружок из жести и сверху поставьте гирю или любой другой груз. Наблюдайте, какую тяжесть могут поднять набухающие семена гороха. Результаты фиксируйте в дневнике наблюдений.

    Дышат ли прорастающие семена?

    Цель: доказать, что прорастающие семена выделяют углекислый газ.

    Оборудование: стеклянная банка или бутылка, семена гороха, лучина, спички.

    Ход опыта: В высокую, с узким горлом бутылку насыпьте «наклюнувшиеся» семена гороха и плотно закройте пробкой. До следующего занятия предположите о том, какой газ могли выделить семена и как это доказать? Откройте бутылку и докажите наличие углекислого газа в ней с помощью горящей лучины (лучина погаснет, т.к. углекислый газ подавляет горение).

    Выделяется ли при дыхании семян тепло?

    Цель: доказать, что при дыхании семена выделяют тепло.

    Оборудование: пол-литровая бутылка с пробкой, семена гороха, термометр.

    Ход опыта: Возьмите пол-литровую бутылку, наполните ее чуть «наклюнувшимися» семенами ржи, пшеницы или гороха и заткните пробкой, через отверстие пробки вставьте химический термометр для измерения температуры воды. Затем бутылку оберните плотно газетной бумагой и поставьте в небольшой ящик, чтобы избежать потери тепла. Через некоторое время вы будете наблюдать повышение температуры внутри бутылки на несколько градусов. Объяснить причину повышения температуры семян….

    Вершки—корешки

    Цель : выяснить, какой орган раньше появляется из семени.

    Оборудование: бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки), прозрачные ёмкости, зарисовка с использованием символов строения растения, алгоритм деятельности.

    Ход опыта: Выберите любые из предложенных семян, создайте условия для прорастания (теплое место). В прозрачную емкость положите плотно к стенкам влажную бумажную салфетку. Между салфеткой и стенками поместите замоченные бобы (горох, фасоль); салфетку постоянно увлажняйте. Ежедневно наблюдайте в течение 10—12 дней за происходящими изменениями: из боба сначала появится корешок, затем стебельки; корешки будут разрастаться, верхний побег — увеличиваться.

    Опыты по теме «Размножение растений»

    Такие разные цветы

    Цель : установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках.

    Оборудование: сережки цветущей березы, осины, цветы мать-и-мачехи, одуванчика; лупа, ватный шарик.

    Ход опыта: Рассмотрите цветы, опишите их. Выясните, где у цветка может быть пыльца, и найдите ее ватным шариком. Рассмотрите цветущие сережки березы (это тоже цветы) через лупу, постарайтесь обнаружить сходство с луговыми цветами (имеется пыльца). Зачем пчелы прилетают к цветам, нужно ли это растениям? (пчелы летят за нектаром и опыляют растение).

    Как пчелы переносят пыльцу?

    Цель: выявить, как происходит процесс опыления у растений.

    Оборудование: ватные шарики, порошок-краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупа

    Ход опыта: Рассмотрите строение конечностей и тельца насекомых через лупу (мохнатые, покрытые как бы волосками). Представьте, что ватные шарики — это насекомые. Имитируя движение насекомых, прикасайтесь шариками к цветам. После прикосновения на них остается «пыльца». Так как насекомые могут помочь растениям в опылении? (к конечностям и тельцам насекомых прилипает пыльца).

    Опыление с помощью ветра

    Цель: установить особенности процесса опыления растений с помощью ветра.

    Оборудование: два полотняных мешочка с мукой, бумажный веер или вентилятор, сережки березы.

    Ход опыта: Какие цветы у березы, ивы, почему к ним не летят насекомые? (они очень мелкие, для насекомых не привлекательны; когда они цветут, насекомых мало). Выполните опыт: потрясите мешочками, наполненными мукой — «пыльцой». Выясните, что нужно, чтобы пыльца попала с одного растения на другое (растения должны расти близко или кто-то должен перенести на них пыльцу). Используют веер или вентилятор для «опыления».

    Зачем плодам крылышки?

    Оборудование: плоды-крылатки, ягоды; вентилятор или веер.

    Ход опыта: Рассмотрите плоды, ягоды и крылатки. Что помогает рассеяться семенам-крылаткам? Наблюдайте за «полетом» крылаток. Теперь попробуйте убрать у них «крылышки». Повторите опыт, используя вентилятор или веер. Почему семена клена вырастают далеко от родного дерева (ветер помогает «крылышкам» перенести семена на большие расстояния).

    Зачем одуванчику «парашютики»?

    Оборудование: семена одуванчика, лупа, вентилятор или веер.

    Ход опыта: Почему одуванчиков так много семян? Рассмотрите растение с созревшими семенами, сравните семена одуванчика с другими по весу, наблюдайте за полетом, за падением семян без «парашютиков», делайте вывод (семена очень мелкие, ветер помогает «парашютикам» улететь далеко).

    Зачем репейнику крючки?

    Цель: выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.

    Оборудование: плоды репейника, кусочки меха, ткани, лупа, тарелочки для плодов.

    Ход опыта: Кто поможет репейнику разбросать свои семена? Разломайте плоды, найдите семена, рассмотрите их через лупу. Уточните, сможет ли им помочь ветер? (плоды тяжелые, нет крылышек и «парашютиков», поэтому ветер их не унесет). Определите, захотят ли их есть животные? (плоды жесткие, колючие, невкусные, коробочка твердая). Используйте кусочки меха и ткани, продемонстрируйте, как происходит распространение семян (плоды колючками цепляются за мех, ткань).

    www.klass39.ru

Рубрики: Выращивание