Домашние задания по лексической теме «Комнатные растения» для детей старшей логопедической группы

Домашние задания логопеда по лексической теме «Комнатные растения» для детей старшей логопедической группы включают в себя лексический материал (словарь), грамматические упражнения и задания на развитие связной речи.

Лексическая тема «Комнатные растения»

Предметы: цветок, растение, куст, стебель, ствол, ветки, листья, цветы, корни, горшок, удобрение, пересадка, поливка, рыхление; бальзамин, бегония, герань, глоксиния, кактус сансевьева, традесканция, фиалка, фикус, хлорофитум…

Действия: удобрять, пересадить, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, подкармливать, ухаживать, заботиться; растет, цветет, распускаются, вянет, засыхает…

Признаки: зеленый, гладкий, блестящий, колючий, цветущий, душистая, красивая, нежные, капризные, сочный, хрупкий, влажный…

Задания

1. Подбери признаки (не менее трех признаков):

2. Подбери действия (не менее трех действий):

герань (что делает?) – …

3. Назови ласково:

цветок – цветочек
бутон — …
горшок — …
ветка —
лист — …
куст — …

ветка – ветки
бутон — …
горшок — …
корень –
ствол — …
растение — …

5. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

цветок – нет цветка
бутон — …
корень — …

один цветок, два цветка, три…, четыре…, пять …;
одна ветка, две ветки, три…, четыре…, пять…

7. Нарисуй или приклей картинки с изображением комнатных растений. Покажи и назови части:

корень, стебель, ветка, лист, бутон, цветок

8. Выучи стихотворения:

Вот растет бегония —
Пышная красавица.
Красотой своей она
Во всем мире славится.

Меня фиалкою зовут.
Так называй меня и ты.
Пусть на окне твоем растут
Мои веселые цветы.

Троян Наталья Анатольевна,
учитель-логопед

logoportal.ru

Картинки цветы бальзамин

49038, город Днепр

ул. Княгини Ольги, 22 тел./факс: (0562) 348027, 348017 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Природа — оригинальный художник: она никогда не копирует картинки на пакетиках с семенами.

Фотогалерея:

Общие рекомендации по применению минеральных удобрений при выращивании сахарной кукурузы и основные моменты технологии

Подробности Просмотров: 14592

Кукуруза — одна из самых загадочных и в то же время необычных культур, выращиваемых на полях нашей планеты. Не зря у нас ее называют «царицей полей». Во-первых, это один из трех основных в мире злаков, благодаря которому тысячелетия развивалась цивилизация Центральной и Южной Америки. Во-вторых, кукуруза самый урожайный злак земли, ее средняя мировая урожайность составляет около 4 т/га. На сегодняшний день она дает человечеству более 500 основных и побочных продуктов, которые используются как корма, пища, сырье для перерабатывающей промышленности. В-третьих — это единственный культурный злак, который не имеет на сегодня существующего предка. В-четвертых, кукуруза — настолько специализированная культура, что не может размножаться без влияния человека.

В производстве сладкую кукурузу по степени содержания сахара в зернах подразделяют на три генетических класса: обычный сахарный — «шугари» (Su, эта кукуруза наиболее приспособлена к механизированному выращиванию и к стрессовым условиям среды), улучшитель сахаристости (Se), работающий вместе с основным геном (Su), и последний ген — «шранкен» (щуплое зерно) (Sh2), который формирует суперсладкую кукурузу.

Su — кукуруза со стандартным содержанием сахаров (4-6%) и значительным количеством крахмала в состоянии зрелости.

Sh2 — кукуруза, содержащая очень большое количество сахаров (более 12%) и практически не содержащая крахмала в состоянии зрелости.

При выращивании сахарной кукурузы хотим обратить Ваше внимание на основные моменты технологии выращивания:

1. Кукуруза — теплолюбивое растение. Посев семян суперсладких гибридов (тип Sh2- содержание сахара более 12%) в почву нужно проводить когда температура почвы будет достигать +13. + 15 °С и выше. Молодые растения (2-4 листа) выдерживают легкие заморозки, но при -3 °С погибают. В разгар вегетации (летний период) при температуре +14. + 15 °С рост приостанавливается, а при +10 °С растения не растут. Максимальная температура, при которой останавливается рост — +45. + 48°С. В фазе цветения повышение температуры выше + 25 °С негативно сказывается на оплодотворении растений. При дождливой погоде пыльца смывается, а чрезмерная сухость убивает её. Теплая, влажная, с легким ветром погода — наилучшая для опыления. Оптимальная температура для роста и развития — +20. + 25 °С, но и + 30 °С еще является допустимой, только не для фазы цветения.

2. Глубина посева семян должна быть 4-5 см. в зависимости от типа почвы. Не глубже! При подготовке семян к посеву следует иметь в виду, что зерна с геном Sh2 очень хрупкие и легко повреждаются.

3. Кукуруза — засухоустойчивая культура. Благодаря сильному развитию корневой системы, она имеет возможность использовать влагу с довольно большого объема почвы. Транспирационный коэффициент равен 250, в два раза ниже, чем у пшеницы. Это значит, что для образования единицы вещества ей необходимо около 250 единиц влаги. За период вегетации кукурузе необходимо 450-550 мм влаги (для ранних и средних сортов).

Установлена определенная закономерность: 1 мм осадков позволяет получить 20 кг зерна на 1 га. До фазы 7-8 листьев кукуруза не страдает от дефицита влаги. Наибольшее количество влаги ей необходимо за 10 дней до выбрасывания метелки, когда идет интенсивный рост стеблей (у некоторых типов кукурузы он может составлять 15 см за сутки) и накопления сухого вещества. Замедление обмена веществ для этой культуры недопустимо (что обусловлено С4-типом фотосинтеза). За период в 10 дней до выбрасывания метелки и 10-15 дней после него, растение должно использовать 40-50% общего количества необходимой влаги за сезон. В период интенсивного роста одно растение может потреблять 2-3 л воды/день. Но при переувлажнении почвы и отсутствии в ней воздуха резко снижается урожайность и качество продукции, замедляется поступление фосфора.

4. Сахарная кукуруза — светолюбивое растение короткого дня. Поэтому загущение посевов недопустимо. Лучше всего растения вегетируют при 8-10 часовом дне, а при его увеличении сроки созревания затягиваются. Кукуруза среднетребовательная к плодородию почв. Оптимальная рН=5,5-7,0. Холодные, заболоченные, кислые, глинистые и засоленные почвы — малопригодны для возделывания этой культуры.

Во время выращивания сахарной кукурузы, как, впрочем, и любой другой культуры, необходимо выполнять множество действий и операций, чтобы создать оптимальные условия для растения. Но среди всего разнообразия средств и действий можно выделить три основополагающие. Три кита, на которых основан весь процесс выращивания: уход, который заключается в рациональных сроках выращивания культуры, оптимальных предшественниках, мелиорации, надлежащая подготовка почвы и своевременная агротехнология во время выращивания, т.е. создание условий, наиболее приближенных к требованиям культуры и конкретного сорта. Двумя составляющими ухода являются система удобрения и система защиты, которые на 60-70% определяют продуктивность культуры.

Предшественники. Сахарная кукуруза довольно требовательная к предшественникам. Во-первых, структура почвы должна быть оптимальной, во-вторых, предшественники не должны сильно «высушивать» почву (подсолнечник, сахарная свекла). Зерновые, зернобобовые, гречка, бахчевые, овощные и картофель — являются подходящими предшественниками.

Обработка почвы. После уборки предшественника поле дискуют на глубину 6-8 см. Потом вносят минеральные и органические удобрения и проводят вспашку на глубину 27-33 см. При необходимости через две-три недели после вспашки проводят поверхностную обработку культиватором или дисковыми боронами. Весной проводят ранневесеннее боронование для закрытия влаги. После появления всходов сорняков проводят культивацию на глубину 10-12 см. Перед посевом — предпосевную культивацию на глубину посева и в течение часа сеют.

Посев. Посевы сахарной кукурузы не следует размещать близко к посевам кормовой (обязательна изоляция 800-1000 м), иначе на початках сахарной кукурузы появится много зерен кормового типа, что отрицательно отразится на вкусовых качествах продукта. Норма высева семян составляет в зависимости от сорта и массы 1000 зерен, 10-12 кг/га, густота стояния — до 65-70 тыс. раст./га (при орошении), при схеме 70×25-30 см, глубина заделки — 4-5 см. После посева, как правило, поле прикатывают для улучшения контакта зерна с почвой.

Мульчирование. Очень многие фермеры в южном регионе используют мульчирование на посевах сахарной кукурузы. Этот прием оптимизирует влажность почвы и ее температуру, ограничивает количество сорняков. Но самое главное — дает больше света для растений (отражает), и они значительно раньше формируют высокий урожай.

Использование гербицидов на сахарной кукурузе. Здесь существуют очень серьезные ограничения, поскольку сахарная кукуруза используется в фазе молочной спелости, поэтому все гербициды для зерновой кукурузы применять нельзя.

Могут быть следующие варианты гербицидной защиты:

  • за 21 день до посева при наличии корневищных сорняков используют глифосат+карбамид;
  • перед посевом или до всходов используют препараты глифосатной группы;
  • по вегетации, в фазе 3-5 листьев, при условии, что сорняки находятся на ранних стадиях развития, проводят обработку Титусом 25 (20-50 г/га) или Стелларом (1-1,25 л/га, против одно-и многолетних двудольных и однолетних злаковых; этот гербицид проявляет частичное почвенное действие).
  • Во время вегетации сорта сахарной кукурузы могут образовывать пасынки. В зависимости от особенностей сорта количество пасынков может варьироваться от 1-2 до 3-4. Сорта, которые формируют много пасынков, по мнению исследователей, не стоит пасынковать, так как этот прием может значительно снизить урожайность и устойчивость растений. Сорта, которые формируют 1-2 пасынка, можно пасынковать, это лишь ускорит развитие и продуктивность растений. После пасынковки растения необходимо окучивать, во избежание полеганий. Кроме того, по вегетации проводится несколько рыхлений для уничтожения сорняков.

    Удобрение. Хотя кукуруза и среднетребовательна к плодородию почвы, это не значит, что она может обойтись без удобрений. Наоборот, кукурузе необходимы значительно большие дозы удобрений, чем другим зерновым культурам. На формирование 1 т зерна с соответствующим количеством стеблей и листьев используется: Азота — 24-32 кг, Фосфора — 10-14 кг, Калия — 25-35 кг, Магния и Кальция — 6-10 кг, Серы — 3-4 кг, Бора — 11 г, Марганца — 110 г, Молибдена — 1 г, Меди — 14 г, Цинка — 85 г, Железа — 200 г.

    Очень положительно культура отзывается на осеннее внесение органических удобрений (20-60 т/га). Сегодня наблюдается картина, когда макроэлементы (NРК) вносятся некоторыми хозяйствами даже больше, чем необходимо (особенно Азот). Но, важно помнить, что на каждую единицу макроэлементов растение должно быть обеспеченно и единицей микроэлементов при оптимальном гормональном развитии (т.е. отсутствии стрессов и готовности растения усваивать элементы питания). Поэтому очень часто хозяйства не видят эффекта от повышения доз удобрений. Вообще, минеральное питание должно обязательно включать макроэлементы + микроэлементы + фитогормоны или аминокислоты. Нарушение этой триады снижает эффективность системы удобрения.

    Азот имеет наибольшее влияние на уровень урожайности, при условии баланса с остальными 11 элементами. Интенсивное потребление происходит с фазы 6-8 листьев. До периода засыхания пестичных нитей (рыльца) потребляется около 85% азота. При дефиците азота формируются низкорослые растения с мелкими светло-зеленными листьями. В среднем на 1 т зерна нужно N15-20. Карбамид — лучшее азотное удобрение для кукурузы, оптимальным является и вариант использования аммиачной селитры и карбамида в соотношении 1:1. Вносить эти удобрения лучше за неделю до посева, под культивацию. Очень хорошо кукуруза отзывается на трехразовые, с интервалом в 7 дней, некорневые подкормки 5% раствором карбамида в фазе 7-8 листьев.

    Фосфор важен для кукурузы при:

    • укоренении и начале развития;
    • формировании генеративных органов.
    • Если в этот период проявился дефицит фосфора (листья становятся фиолетово-вишневыми), бессмысленно вносить его во время вегетации, эффект будет лишь у компаний которые продадут вам удобрения для этого, а для вашей кукурузы ничего не поменяется.

      Оптимальным вариантом является внесение аммофоса (100-150 кг/га), так как здесь фосфор легкодоступен и может обеспечивать растения в начальных периодах роста, сопровождающихся, как правило, прохладной погодой.

      Калий интенсивно усваивается с фазы 5-6 листьев и до цветения. Чем больше усвоенного калия, тем выше урожайность культуры, так как он оптимизирует водный режим, усвоение азота и т.д. Из калийных удобрений оптимально использовать калийную соль, хлористый капий, калимагнезий. Для коррекции минераль­ного питания макроэлементами целесообразно использовать по листу Плантафол 20:20:20 (1-3 кг/га).

      Присутствие Кальция и Магния необходимо на протяжении всей вегетации. При недостатке Серы усвоение азота прекращается (на 10 усвоенных единиц азота должна быть усвоена 1 единица серы). Норма внесения серы составляет около 30-40 кг/га. Источниками серы являются: сульфат аммония, калимагнезия, гипс, а по листу — сернокислый магний 5%. Всю норму фосфорных (или около 90%) и калийных удобрений необходимо внести с осени под вспашку. Перед посевом вносится 10% фосфорные удобрений и 80% — азотных. Остальные 20% азотных удобрений вносятся по вегетации.

      При выращивании кукурузы на капельном орошении как минимум 40-50% фосфорно-калийных удобрений вносятся с осени. Предпосевные нормы и фертигацию должны просчитывать агрохимические лаборатории. Этот вопрос выходит за рамки данного материала.

      Из микроэлементов для кукурузы определяющее значение имеют Цинк, Бор, Медь . Кукуруза очень чувствительна к дефициту цинка и железа, среднечувствительная к дефициту бора и меди, на щелочных почвах — к марганцу. Внесение микроэлементов должно начинаться с подготовки семян, возможно в комплексе с протравителями.

      По вегетации обработка микроэлементами должна производится с фазы 7-8 листьев в троекратной повторности с интервалом 7-10 дней. Применяются Реаком-СР-Кукуруза (3-5 л/га) или Брексил (1 кг/га).

      Кроме того, как уже отмечалось выше, растению, особенно в стрессовых условиях, необходимы дополнительные фитогормоны. Иначе процессы обмена веществ и роста и развития могут значительно затормозиться. В этом случае можно использовать несколько препаратов: Мегафол (0,5 л/га). Вымпел (500 г/га) или Витазим (2 л/га) в фазе 5-7 листьев и перед выбрасывание метелки.

      Защита от болезней и вредителей. Ввиду своих биохимических особенностей, сахарная кукуруза является очень восприимчивой культурой и, по сравнению с обычной, сильнее повреждается вредителями и болезнями.

      Наибольший вред причиняют проволочники, шведская муха, тля, кукурузный (стеблевой) мотылёк, хлопковая и озимая совки; из болезней наиболее вредоносны и распространены — пузырчатая и пыльная головни, фузариоз всходов, фузариоз початков, гельминтоспориоз, корневые и стеблевые гнили, нигроспориоз.

      Необходимо обрабатывать посевной материал препаратами против комплекса почвенных вредителей (Пончо, 3-3,5 л/т, снимает проволочников и шведскую муху до фазы 6-8 листьев или имидаклоприды) и болезней (Иншур Перформ, 0,5 л/т снимает корневые гнили, все виды головни).

      В обработку семян нужно также включить или стимуляторы роста, или комплекс микроэлементов (Реаком-СР-Кукуруза, 3-4 л/т).

      Во время вегетации, начиная с фазы 3-5 листьев, необходимо каждые 7-14 дней применять комплекс биопрепаратов: Триходермин + Планриз + Пентафаг С (2+1+3 л/га), как по листу, так и под корень (если капельное орошение).

      При возникновении заболеваний работают контактными препаратами (например, на основе меди), или же можно в фазе 8 листьев внести Абакус (1,5-1,75 л/га, срок ожидания — 30 дней).

      В первой половине вегетации применяют Протеус (0,5-0,75 л/га, против тлей и сосущих вредителей, срок ожидания — 20 дней),

      Децисом Люкс (0,4-0,7 л/га, против совок и мотыльков, срок ожидания — 25 дней), а во второй — только биопрепараты: против всего комплекса вредителей Актофит (1 л/га, срок ожидания — 4 дня), против совок и мотыльков и всех листогрызущих — Лепидоцид (2 л/га).

      Уборка и использование продукции. Сахарную кукурузу убирают в фазе молочно-восковой спелости, когда зерна станут хорошо выполненными, приобретут характерный для этой фазы сортовой цвет. Верхушки семян сделаются ровными и гладкими, без вмятин и признаков морщинистости, ряды их плотно сомкнутся и будут хорошо прощупываться под лиственным покровом, пестичные нити (рыльца), выходящие за обертку, побуреют и высохнут, обертки початков по краям начнут подсыхать.

      Зерна — полые, блестящие, при раздавливании издают характерный легкий треск и выбрасывают струю негустого сока приятного сладковатого вкуса. Оптимальная влажность зерна — 70-75%. Зерна, не достигшие нужной зрелости, выделяют жидкий сок сладкого, несколько приторного вкуса, сероватого цвета, быстро чернеющий на воздухе.

      Зерна перезревшей кукурузы более тусклые, при раздавливании сок не выделяют. Когда они находятся в стадии ранней восковой спелости, их содержимое имеет консистенцию мягкого сыра, содержание сахаров незначительно, кожица грубеет. Наличие на вершинах зерен вмятин, а тем более признаков морщинистости недопустимо, так как свидетельствует о сильном перезревании зерна.

      Уместно сказать, что наилучшие вкусовые свойства (сахаристость, ароматность, сочность) кукуруза сахарная имеет при условии уборки при температуре воздуха ниже 20. 22°С (вечером — после 18.00 или утром — до 7.00). При повышенных температурах сахара превращаются в крахмал и кукуруза теряет свои особенные вкусовые свойства.

      Транспортировать собранную сахарную кукурузу лучше в покровных листках (обертках) и гофрокартонных ящиках с отверстиями для газообмена. Охлаждение собранной сахарной кукурузы сохраняет лучшие вкусовые качества и товарный вид (свежесть) в течение нескольких дней.

      Приводим ряд рекомендаций от фермеров штата Орегон (США).

      В этом штате время уборки сахарной (овощной) кукурузы начинается в середине июля и заканчивается в конце сентября. Урожай початков составляет в среднем 90 ц/га. Лучшие урожаи достигают 120-140 ц/га.

      Уборка початков должна начинаться при влажности 70-75% и заканчиваться при образовании ямочек на верхушках. Ежедневно влажность зерна уменьшается на 0,5%. Все сорта после уборки должны охлаждаться и транспортироваться в рефрижераторах.

      От уборки до потребления початков в свежем виде или кон­сервировании должно пройти как можно меньше времени, так как убранные початки быстро теряют сахар и нежную консистенцию. Если же есть необходимость хранить початки, то оптимально это происходит при температуре 0°С и 98% влажности воздуха. При температуре 10° скорость потери сахаров увеличивается в 4 раза, а при температуре 30°С более 60% сахаров превращаются в крахмал за 1 день (для сравнения: при 0°С за 1 день теряется только 6% сахаров. Даже при холодном хранении (0 ?С) кукуруза теряет сахаристость и свежесть.

      Длинные ножки початков и прилистники на обертке должны быть оборваны, так как они вытягивают влажность из зерна. При потере влаги происходит образование ямочки на верхушке зерен, что является показателем потери качества. Ямочки образуются при потере 2% влаги.

      Сразу после уборки применяют специальные установки — гидроохладители початков, где они охлаждаются до 0°С и смачиваются водой, чтобы не потерять влагу. Потом початки хранят в холодильных камерах. Хорошо работает такой метод, как пересыпка початков льдом, который насыщает влагой листья обертки. Но даже в идеальных условиях, при 0°С и высокой влажности воздуха, початки можно хранить только 5-6 дней, при 5°С — 3-4 дня, а при 10°С — 2 дня. (Oregon St. University Extension Service, 2004).

      agrovita.org.ua

      Курсовая работа: Экологическое воспитание дошкольников 4

      Курсовая работа на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

      1.1. Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками……………………………………………………………………. 5

      1.2. Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников………8

      1.3. Концепция экологического воспитания дошкольников…………………….13

      2.1. Методы и формы реализации экологического воспитания………………. 18

      1этап — констатирующий эксперимент…………………………………………. 20

      2 этап — формирующий эксперимент……………………………………………. 29

      3 этап – контрольный эксперимент……………………………………………….30

      Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек — это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь [5].

      В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

      На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним [27].

      Объект исследования: процесс экологического воспитания дошкольников.

      Предмет исследования: формирование системы экологических знаний в ходе экологического воспитания дошкольников.

      Цель: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы по формированию системы экологических знаний на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.

      1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.

      2. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников.

      3. Выявить эффективность влияния работы в комплексе на экологическое образование старших дошкольников.

      Глава I. Теоретические основы экологического воспитания старших дошкольников

      1.1. Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками

      Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности[14, с. 33.]

      Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

      Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития[20, с. 19].

      Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой.

      Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.)[16, с. 24].

      В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения — привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

      Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер. Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте[21, с. 11].

      В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой[14].

      Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства — системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

      Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

      В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников[10].

      В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в Липецке, Сочи).

      Таким образом,проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.

      1.2. Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников

      Для дошкольной педагогики экологическое воспитание — это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому — ознакомление с природой приняло природоохранную окраску [17].

      Экологическое воспитание — новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы — сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.

      Взаимодействие человека с природой — второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей — социальной экологии, экологии человека — не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.

      Итак, в основе экологического воспитания — адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда [11].

      Цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

      Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры — базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности — природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом — это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени[9].

      Природа планеты — уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

      Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

      Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

      Задачи экологического воспитания — это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу [23].

      Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение — конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

      Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.

      Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам.

      Это тем более важно для России, спецификой которой являются большая протяженность и географическое разнообразие. Исторически сложившееся благоговейное отношение народов России к природе, представлено в настоящее время ярко выраженной природоохранной тенденцией в образовании. Можно отметить и тот факт, что в России не прижился термин «образование в области окружающей среды», который принят во всем мире и, который отражает антропоцентрические тенденции во взаимоотношении человека с природой. Термин «экологическое образование», соединяющий в себе изучение природы, ее охрану, взаимодействие человека с природой, среду его обитания, соответствует российской специфике и решению существующих экологических проблем средствами образования.

      Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями[14].

      В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг:

      • связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития;

      • многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;

      • человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;

      • использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

      Первая и вторая позиции — это классическая экология, ее основные разделы: аутэкология, рассматривающая жизнедеятельность отдельно взятых организмов в их единстве со средой обитания, и синэкология, вскрывающая особенности жизни организмов в сообществе с другими организмами на общем пространстве внешней среды.

      Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора.

      Третья позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов — сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них. А также внести понимание единства в многообразие форм живой природы — дать представление о группах сходных растений и животных, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.

      Четвертая позиция — это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах потребление и использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов). Ознакомление с этими явлениями позволяет начать вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.

      Все обозначенные позиции содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста согласуются с содержанием общеобразовательной области «Экология», представленной в Концепции общего среднего экологического образования. Этап дошкольного детства можно рассматривать в плане ее пропедевтики[26].

      Экологические знания, предназначенные для детей, отвечают моменту «истины» в общечеловеческих ценностях. «Добро» и «красоту» дети обретают в процессе трансформации знаний в отношение.

      Таким образом, экологическое воспитание — новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В основе экологического воспитания — адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

      1.3. Концепция экологического воспитания дошкольников

      Концепция — это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Концепции — новые документы, появившиеся лишь в последнее время, с них начинается создание любого нового направления. Они определяют его цели, задачи, содержание, формы организации и другие значимые параметры. В 1989 году была создана первая Концепция воспитания детей дошкольного возраста, провозгласившая новый — личностно-ориентированный подход в педагогике[5].

      Концепция экологического воспитания дошкольников — это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений.

      Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии — это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшее людей в последнем столетии, — вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.

      К плохой среде обитания, загрязненным воде, воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях.

      Экологическое положение России по ряду моментов значительно хуже, чем в странах Западной Европы и Америки. Россия является регионом планеты, который вносит Проверено существенный вклад в развитие и сохранение отрицательных глобальных экологических тенденций.

      В России значительные локальные экологические нарушения — имеется большое количество ареалов с катастрофически деформированной природой, в которых происходит деградация почв, заиление малых рек и пресноводных водоемов, отмечается высокая концентрация загрязнителей в воздухе, воде, почве. Из-за этих нарушений ареалы потеряли способность к самоочищению и самовосстановлению, их развитие идет в направлении полного разрушения и распада[27].

      Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения — его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. В итоге: люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления — это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.

      Данная концепция опирается на ведущие международные и отечественные документы: материалы форума в Рио-де-Жанейро в 1992 году, документы 1-й Межправительственной конференции по вопросам образования в области окружающей среды (Тбилиси, 1977) и Международного конгресса «Тбилиси + 10» (Москва, 1987), Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991), «Постановление об экологическом образовании», выработанное совместно Министерством образования и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (1994).

      Концепция опирается на ведущие материалы в области образования, имеющие для нее непосредственное значение: Концепцию дошкольного воспитания (1989) и Концепцию общего среднего экологического образования (1994). Первая позволяет ассимилировать передовые гуманистические идеи личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь экологического воспитания со всей сферой воспитания детей этого возраста. Вторая — является ориентиром в вопросах содержания экологического образования в звене, которое непосредственно примыкает к дошкольному периоду и таким образом позволяет обеспечить преемственность и взаимосвязь двух звеньев в системе непрерывного экологического образования[19].

      Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны — работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.

      Таким образом,концепция экологического воспитания дошкольников — это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений.

      Выводы по первой главе

      Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.

      В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

      Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. В связи с этим, в 90-е годы было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников.

      Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий.

      Главные аспекты работы педагога с детьми — разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

      ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологического воспитания дошкольников

      2.1. Методы и формы реализации экологического воспитания

      Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих методов воспитательно-образовательной работы с детьми. Специалисты по дошкольной педагогике подразделяют методы обучения на словесные, наглядные и практические. В понятие «педагогический метод» вкладывается более широкий контекст — не только обучение, но и организация других видов деятельности, в которых взрослый оказывает на ребенка воспитательное воздействие. В зависимости от этапа формирования у детей знаний и навыков выделяют методы прямого воздействия (показ, объяснение и пр.), методы опосредованного воздействия, когда дети проявляют самостоятельность, и методы проблемного воспитания и обучения, когда дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно изыскивать способы решения познавательных, игровых и других задач. Вводя понятие педагогического метода, исследователи концентрируют внимание на новых, специфических и значимых для дошкольного периода педагогических аспектах: 1) продуктивном взаимодействии воспитателя и детей в любой совместной деятельности; 2) сочетании в каждой деятельности образовательных и воспитательных компонентов в их органическом единстве и взаимном дополнении. Очевидно, что трактовка педагогического метода как целенаправленной совместной деятельности опирается на положение Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития[22].

      Построение методов экологического воспитания базируется на следующих принципиальных моментах: 1) учете специфики содержания экологического воспитания, исходящего из биоэкологии с ее центральным понятием взаимосвязи организма и среды; 2) подходе к любой совместной деятельности как педагогическому методу, если эта деятельность: насыщена экологическим содержанием, позволяет решать задачи экологического воспитания детей; систематическая, регулярно повторяющаяся; планируется и организуется воспитателем; нацелена на достижение воспитательно-образовательного результата; 3) одновременном решении в деятельности воспитательных и образовательных задач и понимании их соподчиненности в экологическом воспитании.

      В педагогическом процессе используются как традиционные методы, так и инновационные. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

      — наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе);
      — словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);
      — практические (экологические игры, опыты, труд в природе)[17].

      Наряду с традиционными методами существуют и инновационные методы: использование элементов ТРИЗ, например таких приемов, как системный оператор.

      На занятиях и в обобщающих беседах используются отдельные приемы мнемотехники – мнемотаблицы и коллажи. В старшей и подготовительных группах детям предлагаются кроссворды.

      Но особо важное значение имеет использование педагогами таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование.

      Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

      Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А.Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

      Использование моделей начинается уже с младшей группы. Но в этом возрасте используются только предметные модели, так как предмет легко узнаваем.

      В старшем дошкольном возрасте меняется уровень мышления детей – и меняются модели: появляются предметно-схематические и схематические модели [10].

      Таким образом, реализация программы формирования у детей начал экологической культуры возможна лишь посредством соответствующих методов и форм воспитательно-образовательной работы. Построение методов экологического воспитания базируется на 3 принципиальных моментах. В педагогическом процессе используются традиционные и инновационные методы.

      1этап — констатирующий эксперимент

      На этапе констатирующего эксперимента необходимо определить уровень экологической воспитанности старших дошкольников.

      Задачи констатирующего эксперимента:

      1) определить критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников;

      2) подобрать диагностический материал и оборудование;

      3) провести диагностику уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.

      Критерии сформированности экологических знаний:

      1) знания о мире животных;

      2) знания о растительном мире;

      3) знания о неживой природе;

      4) знания о временах года.

      Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников

      Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных.

      Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

      1. Знают ли дети животных основных классов (звери, насекомые, рыбы, земноводные)?
      2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?

      3. Знают ли, как обеспечить уход за животными?

      4. Могут ли определить стадии роста и развития животных?

      5. Относят ли животных к живым существам и по каким признакам?

      6. Умеют ли устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни?
      7. Сформированность понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые».

      Методика диагностики: приготовить картинки с изображением животных разных классов.

      Беседа по картинкам.

      1. Кто это?
      2. Как ты думаешь, что нужно животным, чтобы жить и хорошо себя чувствовать?

      3. Как нужно ухаживать за животными?

      Затем ребенку предлагаются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки. Задаются вопросы:

      1. Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь?
      2. Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания)?

      3. Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу)? Почему?

      Оценка результатов деятельности

      Высокий уровень (13 — 15 баллов)

      • Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.

      • Соотносит представителей фауны со средой обитания.

      • Знает характерные признаки.

      • Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

      • Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

      • Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

      • Не всегда аргументирует свой выбор.

      • В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.

      • Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

      • На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

      • Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

      • Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.

      • Затрудняется назвать характерные признаки.

      • На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

      • Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

      Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

      Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

      Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

      Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

      — Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

      — Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

      — Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).

      — Для чего людям нужны комнатные растения?

      — Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

      Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

      а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

      б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

      в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

      г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

      • Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.

      • Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

      • Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

      • Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

      • Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

      • Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.

      • В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.

      • Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

      • Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.

      • Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.

      • Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

      • Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.

      • В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

      Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).

      Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

      Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

      Инструкция к проведению. Детям предлагается определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

      — Какие свойства песка ты знаешь?

      — Где и для чего человек использует песок?

      — Какие свойства камней ты знаешь?

      — Где и для чего человек использует камни?

      — Какие свойства воды ты знаешь?

      — Где и для чего человек использует воду?

      • Ребенок без труда определяет содержимое баночек.

      • Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

      • Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.

      • При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

      • Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.

      • Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.

      • После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

      Низкий уровень (5 — 7 баллов)

      • Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.

      • Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

      • Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

      Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

      Цель. Определить уровень знания времен года.

      Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

      Инструкция к проведению. Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.

      Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»:

      — Светит яркое солнце, дети купаются в речке.

      — Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.

      — С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.

      — На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

      Оценка результатов деятельности

      • Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.

      • Знает характерные признаки каждого времени года.

      • Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?»

      • По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.

      • Комментирует свой рисунок.

      Средний уровень (8 — 12 баллов)

      • Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.

      • В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

      • На вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно.

      • В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.

      • Выражает эстетическое отношение к природе.

      • Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.

      • Не знает характерных признаков разных времен года.

      • Отвечая на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называет только время года.

      • В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.

      • Не выражает эстетического отношения к природе.

      Результаты диагностики уровня экологической воспитанности дошкольников экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах 1, 2 и рис.1.

      Результаты констатирующего эксперимента по экспериментальной группе

      www.bestreferat.ru

    Рубрики: Уход